Современный класс химии

Если учитель планирует проводить практические и лабораторные работы, то прежде всего ему необходимо обратить внимание на выбор помещения для класса.

Выбираем помещение для кабинета химии 

Конечно, это не всегда возможно, но если такая возможность есть, то стоит руководствоваться следующими принципами:

  1. Чем комната больше — тем лучше, но только до того предела, когда может теряться зрительный и слуховой контакт учителя с самыми дальними рабочими местами учеников.
  2. Главным преимуществом просторного учебного кабинета является увеличение рабочего пространства каждого ученика, а это существенный фактор безопасности. И здесь речь идёт не только о чистом воздухе, но и о безопасности соседних рабочих мест с учеником. На практике расстояние от центра парты, где могут размещаться нагревательные приборы, к стулу ученика, сидящего впереди, должна превышать длину его волос, ведь известны отдельные случаи, когда сквозняк или неосторожное движение головы и волосы попадали в пламя спиртовки ученика, находящегося позади. 
  3. Идеальным вариантом является возможность разделить класс на две рабочие зоны: первая в центре класса — «теоретическая», где за партами, в том числе и антисколиозными, ученики слушают лекцию и работают с печатными источниками; вторая зона — это лабораторные столы, расставленные вплотную к стене или окнам, зачастую образуя букву «П» вокруг «теоретической» зоны. Такой тип организации кабинета имеет значительные преимущества над обычным кабинетом химии. Так, при высокой скученности рабочих мест ученикам бывает сложно, а иногда и невозможно при нагревании пробирки найти направление направления отверстия так, чтобы не нацелить его на другого ученика, а проводить лабораторную работу в таких условиях строго запрещено техникой безопасности. 

Также разделения рабочих зон на практическую и теоретическую часто помогает хранить одежду и конспекты учеников чистыми, не говоря уже про отвлекающий фактор размещённого лабораторного оборудования на парте ученика до начала выполнения работы.

Покрытие рабочих поверхностей в кабинете химии 

Иногда в школьных лабораториях поверхности парт покрывают кафельной плиткой. Это положительно влияет на срок их эксплуатации, но сидеть за ними во время лекций некомфортно, хотя бы потому, что такое покрытие очень холодное и твердое. Также плитка склонна к появлению трещин с острыми углами вследствие механических повреждений.

Сейчас доступны современные химически стойкие покрытия для лабораторной мебели. Они значительно приятнее на ощупь и лишены вышеуказанных недостатков.

Типичные деревянные парты является худшим из вариантов. Если в кабинете химии они долго сохраняют эстетичный вид, это свидетельствует только об одном — что практические и лабораторные работы здесь проводятся очень редко. 

Как организовать рабочее место учителя 

Рабочее место учителя лучше организовывать по такой же аналогии с двух столов: лабораторно-демонстрационного и письменного, на котором можно разместить компьютер, если класс планируется обустраивать мультимедийной доской.

Как показывает опыт, лучшим вариантом рабочей поверхности для демонстрационного стола является нержавеющее железо. Этот вид покрытия дольше остаётся эстетическим, а также его проще содержать в чистоте.

Очень важным фактором является наличие водоснабжения в классе. Если такая возможность отсутствует, это значительно усложняет работу учителя. Наличие водопровода только в лаборантской является не лучшим вариантом, ведь для соблюдения техники безопасности очень актуальна оперативная возможность промыть поверхности тела в случае наступления нежелательных ситуаций.

Вытяжной шкаф является неотъемлемым компонентом оборудования химического кабинета. Сейчас существует достаточно широкий выбор конфигураций и материалов, из которых они могут быть выполнены. Здесь очень важно обратить внимание на следующее: чтобы вытяжной шкаф эффективно выполнял свою функцию, он должен быть оборудован специальным воздушным насосом. К сожалению, часто для удешевления поставщики комплектующих их вентиляторами, которые рассчитаны на использование в ванной комнате. Как показывает опыт, их мощности критически не хватает, даже если рабочее пространство вытяжного шкафа вполне может закрываться стеклянным экраном.

Оформление кабинета 

Периодическая таблица, ряд напряжений металлов и таблица растворимости, как элементы интерьера, обязательно должны присутствовать в кабинете химии, ведь пользоваться ими приходится постоянно.

Также очень важную роль в формировании мотивации и интереса к предмету является возможность учеников видеть лабораторное и демонстрационное оборудование, так как неизвестные и футуристические на вид вещи имеют свойство интриговать.

Даже при наличии более надёжных мест для хранения оборудования стоит сделать хотя бы минимальную экспозицию лабораторного оборудования в учебном кабинете. Прекрасно в этой роли подойдут модели типов кристаллических решеток, конструкторы молекул или химическая посуда, например, аппарат Киппа. Также сюда можно отнести измерительные устройства, если таковые имеются.

Современные цифровые лаборатории могут только своим солидным видом стимулировать учеников к научной работе с сознанием, что при выполнении работ МАН они смогут лично ими пользоваться.

Типичные ошибки в оформлении кабинета химии 

На этом в оформлении кабинета химии педагогические психологи советуют остановиться.

Следует категорически избегать использования бутафории, такой как:

  • колбы, наполненные водой с красками,
  • картинки без тематического значения,
  • рисунки на химическую тематику (например, формулы веществ, написанные в произвольном порядке на полу или потолке).

Почему? Возрастной особенностью школьников, начинающих изучать химию, является стремление казаться взрослее и заниматься чем-то серьёзным, весомым. Поэтому чем больше класс будет напоминать настоящую научную лабораторию, тем лучше. Зато, чем больше общих черт у него будет с оформлением начальной школы, тем хуже.

У научного оборудования есть свой лаконичный эстетизм, которым и стоит пользоваться.

Любой современный учебный кабинет, независимо от его специализации, должен быть оборудован мультимедийной доской. При её наличии нелишней может оказаться документ-камера, с помощью которой можно демонстрировать мелкие предметы и тонкости процессов, которые иногда сложно заметить ученикам с их рабочих мест.

О других возможностях применения мультимедийного оборудования на уроках химии и перечень полезного учебного контента, доступного каждому учителю, мы обязательно расскажем в отдельной статье.

Похожие статьи

Комплексное оборудование школьных кабинетов

Выбираем принтер для НУШ: на что обратить внимание, покупая современные устройства для печати

Комплексное оборудование школьных кабинетов

Новые возможности обучения языкам нацменьшинств и изучению иностранных языков в НУШ — uTalk!...

Комплексное оборудование школьных кабинетов

Как выбрать практическую и функциональную компьютерную технику для школьных кабинетов? Читайте в статье...