Анализ тенденций и прогнозы изменений в украинском образовании на 2021

2020 в образовании во всем мире прошел под знаком ограничений, вызванных пандемией коронавирусной болезни COVID-19. Это существенно изменило подходы к обучению.

Для предметов, требующих приобретения учащимися опыта непосредственной практической работы — например, художественных дисциплин, производственных специальностей или естественного цикла — перевод обучения на дистанционную форму имело существенное негативное влияние.

Но наряду с проблемами образовательный кризис 2020 подарил и новые возможности для развития.

В этом году в Украине наконец-то было принято Положение о дистанционной форме получения полного общего среднего образования, которое позволяет комбинировать очную и дистанционную формы обучения — а значит, учебный процесс будет происходить системно и больше не прерываться из-за сезонного увеличения заболеваемости гриппом или других непредвиденных обстоятельств.

Уходящий год запомнился также и другими образовательными тенденциями.

7 образовательных тенденций 2021

  1. Обучение становится более технологичным.
  2. STEM превращается в STEAM.
  3. Меняется роль учителя.
  4. Личностно ориентированный подход к каждому ученику.
  5. Искусственный интеллект — новые возможности.
  6. Цифровая среда: безопасность и еще раз безопасность.
  7. Учит не только школа.

Обучение становится более технологичным

Дистанционное обучение — это прежде всего технологии. Если в школе нет подключения к качественному Интернету, а учитель не обеспечен ноутбуком с веб-камерой, планшетом или смартфоном, нет смысла говорить о каких-либо новых методиках, курсах повышения квалификации или ресурсах с учебным контентом.

Как бы прискорбно это ни звучало, но в Украине до сих пор актуальна проблема доступа школ к Интернету.

Согласно исследованию Министерства цифровой трансформации, проведенного летом 2020 года, 40% украинских школ не имеют подключения к качественному Интернету, который бы мог удовлетворить учебные потребности (по оптоволоконной технологии со скоростью не менее 30 Мбит/с).

В то же время мировой тенденцией является покрытие Интернетом не только школ, но и других пространств, где дети также могут учиться: школьных автобусов, пришкольных площадок и парков, спортивных клубов и пр.

Итак, задача №1 для украинского образования — обеспечение учебных заведений беспрепятственным доступом в Интернет и хотя бы минимально необходимым компьютерным оборудованием.

Другим существенным вызовом дистанционной формы работы является уменьшение концентрации внимания у учеников из-за избыточности цифровой информации. Поэтому на передний план выходят методики обучения с привлечением качественных визуализаций материала, большей диалогизации учебного процесса и построения сквозных «сюжетных» линий как на уроке, так и во время изучения темы или раздела в целом.

В то же время школьные классы расширились за пределы стен учебных заведений, появилось больше возможностей для взаимодействия с коллегами и другими учениками в любом конце мира, проведение виртуальных экскурсий по самым выдающимся достопримечательностям культуры и истории.

STEM превращается в STEAM

Еще одна четкая тенденция, обозначилась в 2020 году — превращение STEM-подхода в STEAM: когда в учебном процессе с наукой и технологиями STEM-направления интегрируется еще и искусство. Это требует новых идей в организации образовательных пространств — и все больше школ создают умные кампусы или образовательные хабы. К примеру, такой образовательный центр активно развивает лучшая учительница химии 2020 по версии премии Global Teacher Prize Ukraine Наталья Зима.

Создание подобных центров образования предполагает интеграцию высокотехнологичного мультимедийного оборудования, программ виртуальной реальности, технологий 3D, цифровых классов, лаборатории дизайнирования и производственных помещений для решения комплексных учебных проблем.

Роль учителя меняется

Учитель давно уже перестал быть единым источником знаний, и новые тенденции только актуализировали эту проблему, ведь педагоги, так же, как ученики с родителями, оказались дезориентированными в непредвиденных условиях работы.

Поэтому естественным образом ускорился переход от преподавания к фасилитации (т.е. наставничества), когда учитель выступает не ретранслятором информации, а прежде организатором коллективного решения учебной проблемы: мотивирует ребенка к самосовершенствованию, личностного роста, модерирует процесс раскрытия его индивидуальных способностей, и, в то же время, вместе с учениками и сам учится отвечать на вызовы времени.

Важной особенностью дистанционного обучения, которая также сказывается на работе учителей, является привлечение родителей к активному участию в учебном процессе детей. Теперь они могут чаще общаться с педагогом, даже лично посещать дистанционные уроки. Поэтому учителя при подготовке к занятиям должны учитывать и этот фактор.

Соответственно, растет спрос на учебный контент, который был бы одинаково интересен детям и взрослым. А для его создания учитель требует постоянного повышения квалификации по цифровой грамотности и методик эффективного онлайн-взаимодействия.

Личностно ориентированный подход к каждому ученику

С цифровыми возможностями все более реальной задачей становится определение индивидуальных образовательных траекторий школьников. Модульный подход к построению курсов и автоматизация учебных процессов, когда рутинную работу вместо учителя может выполнить специальная программа, позволяют настраивать любой урок под индивидуальные особенности пользователя.

По прогнозам, вскоре повседневной реальностью образовательного процесса станут приложения с автоматическим определением индивидуальных программ повышения эффективности обучения — по такому же принципу, как это произошло в профессиональном спорте после разработки системы SPEDAS, которая на основе большого количества статистических данных выстраивает индивидуальные меры по улучшению игры для каждого спортсмена.

Искусственный интеллект — новые возможности

Чат боты в сфере поддержки и предоставления услуг уже стали скорее правилом, чем исключением. С усовершенствованием технологий нейронных сетей их распространение наблюдается и в образовании. Искусственный интеллект научился распознавать язык, проводить диагностику заболеваний, управлять автомобилем, генерировать тексты, поэтому неудивительно, что он быстро учится также и обучать. Одним из лучших свидетельств эффективности такого обучения является успех платформы по изучению языков с помощью искусственного интеллекта duolingo.com.

Во многих школах Европы и США с целью персонализации обучения и уменьшения административной нагрузки на учителей уже используются различные платформы на основе искусственного интеллекта.

Еще одним аспектом применения искусственного интеллекта в образовании становится автоматизированное управление школой: системами энергопотребления, безопасности и тому подобное. Распространение в частности приобретает технология IoT — интернет вещей, когда к системе подключают все больше приборов. Это позволяет сканировать лица людей в учебных помещениях и на пришкольной территории, отслеживать пребывание учащихся, движение школьных автобусов, контролировать расходы энергоресурсов, дистанционно управлять устройствами.

Цифровая среда: безопасность и еще раз безопасность

Закон Украины «О защите персональных данных» гарантирует неприкосновенность личных данных. Но на практике школьные компьютерные системы оказались недостаточно подготовлены к неоднократному увеличению информационного потока. Для повышения уровня безопасности при обмене цифровыми данными ведущие страны мира начали внедрять в образовании технологию блокчейнов, которая ранее была распространена в системе криптовалюты. Школы также обеспечивают многоуровневыми системами аутентификации пользователей и дополнительными программами защиты.

Например, для учебных заведений существуют специальные вопросы безопасности приложения LearnSafe и Kajeet. Эти приложения сканируют экраны школьных мониторов на предмет опасного содержания, способов взлома и обхода прокси-серверов. В режиме реального времени отслеживаются возможные проблемы и риски буллинга, издевательств, проявлений расизма, распространение порнографии и оружия, самоубийств или умышленного нанесения телесных повреждений, нецензурной лексики.

Учит не только школа

В 2020 году школа перестала быть именно местом учебы, из-за чего потерялись два ее основных общественных преимущества — доступ к обширной базе ценных материальных средств обучения и обучение через живое общение. Естественно, что при таких условиях существенно вырос спрос на виртуальные ресурсы, которые смогли предложить пользователям полезен учебный контент. И это повлекло несколько важных изменений в отрасли:

  1. произошла геймификация обучения;
  2. возросла роль видео и анимации в обучении, причем спросом пользуются как видео в реальном времени, так и офлайн;
  3. социальные сети (прежде YouTube, Faсebook, Telegram) трансформировались в один из каналов обучения;
  4. учебные материалы расширили сегмент вирусного контента (информация, которая приобретает быстрое и массовое распространение);
  5. выросла популярность образовательных подкастов;
  6. учебная информация стала частью базовых комплектаций гаджетов (например, Сhromebook).

Таким выдался 2020 год в образовании. Было сложно и непредсказуемо. Но вместе мы смогли найти достойные ответы на новые вызовы — и это позволяет смотреть в год 2021 с уверенным оптимизмом!

 

Похожие статьи

Практические советы по проведению практических работ с использованием современного оборудования и новых методик обучения от учителей и методистов практиков

Как использовать цифровой беспроводной датчик температуры? Идеи для опытов и STEM-проектов...

Практические советы по проведению практических работ с использованием современного оборудования и новых методик обучения от учителей и методистов практиков

Как подготовить учеников к ВНО по математике 2021? Воспользуйтесь полезными советами от учителя-практика...

Практические советы по проведению практических работ с использованием современного оборудования и новых методик обучения от учителей и методистов практиков

7 образовательных тенденций 2021: изменение роли учителя, STEAM-подход и новые технологии в обучении