Нововведения НУШ и планы на будущее

С 2018 года в Украине началась активная реализация образовательной реформы. Процесс внедрения существенных изменений сложный и требует много времени: реформа рассчитана на 10 лет.

Но определенные промежуточные результаты можно измерить уже сейчас. Такие оценки приносят большую пользу: ведь при необходимости можно быстро оценить ситуацию и оперативно внедрить необходимые изменения.

Кто такой «ученик НУШ»

Философия Новой украинской школы предусматривает несколько иной подход к образованию: комплексный, интегрированный, направленный на развитие личности. Школьники не изучают отдельно взятые предметы, а получают знания и практические умения — в основном с помощью проектных работ. Также они учатся общаться, выражать свои чувства, быть внимательными к другим и тому подобное.

Чего боятся родители первоклассников НУШ

И некоторые родители, и часть педагогов выражают свою обеспокоенность изменением формата образования. Ведь обучение в младших классах сейчас происходит преимущественно в формате игры. А из-за отсутствия домашних заданий родители, привыкшие к традиционному обучению, вообще теперь не могут контролировать своего маленького школьника. Поэтому и опасаются: сможет ли ребенок получить в школе глубокие знания, хватит ли их, чтобы сдать тесты и поступить в вуз, и не превратилось обучение в игру?

Как оценивать результаты нововведений НУШ

Чтобы прояснить эти моменты, Министерство образования и науки будет проводить исследования компетенций учащихся третьих классов. В выборку вошло 150 школ. А оценку будут осуществлять на местах эксперты, которые прошли специальную практику.

В исследовании примут участие как третьеклассники НУШ, так и те, кто еще учится по старым стандартам — для сравнения.

Также будут учитывать мнение учителей, родителей и руководителей учебных заведений, чтобы охватить ситуацию всесторонне.

Что такое компетенции НУШ

Как вы, наверняка, уже знаете, в Новой украинской школе учащиеся приобретают компетенции, а не изучают предметы.

К компетенциям, которыми каждый ученик должен владеть до завершения школьного обучения, относятся:

  1. Свободное владение государственным языком (и родным — в случае, если она отличается от государственной). Сюда можно включить любовь к чтению, умение свободно выражать свое мнение, осознавать роль украинского языка для культурного самовыражения.
  2. Способность общаться на иностранных языках (возможность общаться в разных жизненных ситуациях, приобретение навыков межкультурного общения).
  3. Компетентность в области математики: осознание роли математики в повседневной жизни каждого человека, умение моделировать ситуации с применением математических измерений.
  4. Компетентность в области естественных наук, техники и технологий: поощрение любознательности и исследовательских качеств, поиск новых идей, проведения исследований и в группе, и самостоятельно.
  5. Экологическая компетентность — понимание важности сохранения природы и рационального использования природных ресурсов.
  6. Информационно-коммуникационная компетентность: изучение основ цифровой грамотности, этического использования информации и тому подобное.
  7. Гражданские и социальные компетентности: глубокое понимание равенства, справедливости, прав человека, активное участие в жизни общества, умение действовать в различных ситуациях, избегать дискриминации, приверженность к здоровому образу жизни.
  8. Культурная компетентность — развитие творческих способностей, знакомство со всеми разновидностями творчества и формами искусства.
  9. Инновационность — формирование комплексного подхода, открытости к новому, инициирование изменений.
  10. Способность учиться на протяжении всей жизни: формирование навыков самоорганизации, определение собственных целей и способов их достижения.
  11. Предприимчивость и финансовая грамотность: умение самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия, инициативность.

Эксперты будут оценивать, насколько у школьников сформированы эти компетенции, и как хорошо они владеют навыками межличностного общения.

Результаты проверки МОН для украинских школ 

Показателен тот факт, что некоторые школы из выборки не предоставили письменного согласия на проведение оценки.

Очень важно понимать, что проверка проводится с целью улучшения и своевременного выявления недостатков в процессе внедрения реформ. А вовсе не для того, чтобы осуждать учителей или критиковать недостаточный уровень подготовки школы.

Более того, никакого влияния на рейтинг школ результат проверки не окажет, даже если будет неудовлетворительным. Исследование полностью конфиденциальное. Не будут также сравнивать также уровень подготовки отдельных учеников или пилотных классов: только общие результаты всех классов НУШ с обычными школами.

Подобные оценки планируется проводить ежегодно — чтобы оперативно отслеживать динамику и вносить изменения.

Отношение украинцев к НУШ 

Проведенные опросы показывают: большинство украинцев (87,6%) знают о реформе образования. Это свидетельствует об актуальности проблемы и о том, что эти изменения уже давно были необходимы.

 

67% родителей оценили уровень удовлетворения своих детей обучением высокими баллами: «5» и «4». И только чуть более 4% родителей считают, что их детям неинтересно ходить в школу. Это свидетельствует, что реформирование образования в Украине уже имеет в целом положительное влияние на заинтересованность школьников наукой.

Но в то же время, почти треть родителей считает, что школьники НУШ получают недостаточный уровень знаний. Поэтому у министерства еще осталось много важных дел, чтобы сделать образовательную реформу действительно полезной для украинского общества.

Похожие статьи

НУШ: методики, оборудование, инновации

5-6 классы НУШ: вызовы и возможности

НУШ: методики, оборудование, инновации

Инклюзивное обучение в украинской школе: новые методики, подходы и современное оборудование кабинетов

НУШ: методики, оборудование, инновации

Результаты первого этапа мониторинга внедрения образовательной реформы...