3D-средства наглядного обучения для школы: mozaWeb и Lifeliqe

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — говорит народная пословица об основополагающем дидактическом принципе обучения — наглядности. Впервые на ее важности в учебном процессе обратил внимание еще Ян Амос Коменский в XVII в., но и до сих пор эта проблема не потеряла актуальности.

В частности, в Украине об этом свидетельствуют результаты масштабного исследования состояния образования, проведенного 2018 Международной программой по оценке достижений учащихся (PISA). В отчете рекомендуется особое внимание уделить широкому использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении, обновлению наглядных средств обучения биологии, астрономии, географии и пополнению виртуальных физических и химических лабораторий.

При нынешнем развитии средств обучения и постепенной информатизации школ сделать это проще, чем кажется. Ведь виртуальные наглядности становятся все более доступными. И именно об особенностях работы с ними мы поговорим в этой статье — на примере лидеров в области инновационного цифрового обучения, приложений mozaWeb и Lifeliqe.

3D на уроках: увидеть невиданное

Платформы mozaWeb и Lifeliqe являются мультидисциплинарными электронными средствами учебного назначения. Их можно использовать на уроках физики, химии, биологии, математики, астрономии, географии, других предметов, а также в начальной школе.

Основная направленность программ — визуализация учебного материала. В базах обоих платформ содержатся сотни 3D-моделей, микрофотографий, видео, планов уроков, учебников и другой необходимой в учебном процессе информации. Программы позволяют работать с технологиями дополненной и виртуальной реальности. На основе имеющихся материалов можно конструировать уроки, проводить презентации, составлять тестовые задания, привлекать учащихся к интерактивной работе и решать другие необходимые в учебном процессе задачи.

Современные виртуальные учебные модели mozaWeb и Lifeliqe обладают неисчерпаемым дидактическим потенциалом: с их помощью можно оказаться в лаборатории Марии Склодовской-Кюри, прогуляться Акрополем в V в. до н. е., продемонстрировать явления и объекты, недоступные для изучения в реальных условиях, как «живую» реконструкцию динозавра или модель термоядерного реактора.

83% преимуществ от наглядного удовольствия

О преимуществах использования 3D-моделей в обучении свидетельствует исследование профессора Анне Бэмфорд (Международное исследовательское агентство, Великобритания), которое она провела в школах семи стран Европы в 2011 году. Выяснилось, что в классах, где применялись 3D-материалы по предмету:

у 86% учеников повысилось качество усвоения учебного материала;

у 17% улучшилась успеваемость;

83% опрошенных получили удовольствие от обучения с применением 3D-технологий.

Кроме того, возрос интерес учеников предметом, их вовлеченность, мотивация к обучению, увеличилось количество дискуссий по учебному материалу, повысился уровень долгосрочного запоминания.

3D давно уже стали неотъемлемой частью современного мира, поэтому нет ничего удивительного в том, что возможности этой технологии объективно перевешивают любые традиционные каналы передачи информации.

Сравним для примера иллюстрации в учебнике по биологии для 8 класса к разделу «Опора и движение» и соответствующие модели программ mozaWeb и Lifeliqe.

 

Вдобавок к очевидной визуальной привлекательности, 3D-модели имеют также и целый ряд других дидактических преимуществ: их можно вращать на 360ᵒ, передвигать, менять размеры, выделять отдельные группы мышц, просматривать с текстовой информацией или аудиосопровождением, переходить на другие связанные модели и пр.

3D-модели позволяют применять интерактивные методы работы, совмещающие учебу с практикой, и изучение учебного материала происходит значительно быстрее и эффективнее.

 

О технических особенностях

Обязательным условием для работы с библиотеками виртуальных наглядности mozaWeb и Lifeliqe является наличие устойчивого подключения к сети Интернет (если же ваша школа до сих пор не подключена к Интернету, пригодится оффлайн-приложение mozaBook).

С необходимого оборудования лучшим решением будет оснащение кабинета учительским ноутбуком и мультимедийной панелью или ноутбуком, проектор и мультимедийной доской. Если у учебного заведения является возможность приобретения очков дополненной реальности, они также не будут лишними на уроках 3D.

Программы mozaWeb и Lifeliqe имеют простой и удобный интерфейс, поэтому во время освоения обоих приложений даже у неопытного пользователя не должно возникнуть трудностей. Кроме того, в Lifeliqe нашими специалистами разработаны подробные инструкции по эксплуатации.

Однако следует понимать, что 3D-визуализации — только инструментарий обучения, и ни одно современное оборудование и программное обеспечение не способно заменить на уроке живых творческих идей учителя.

Для эффективного использования виртуальных наглядности педагоги должны быть готовы к пересмотру собственной методики построения урока. Ведь интегрирование новой технологии не только повышает визуальную привлекательность учебного материала, это меняет виды активностей учеников, расставляет новые акценты на исследуемых явлениях, позволяет изучать их глубже и подробнее. Поэтому сам учитель должен углубиться в тему, актуализировать свои знания и педагогический арсенал.

Кроме того, практика показывает, что применение 3D-наглядности значительно уменьшает время изучения темы, и возникает естественная проблема качественного и эффективного наполнения урока дополнительными активностями, задачами или контентом.

Lifeliqe или mozaWeb?

Итак, если вы готовы к новым профессиональным вызовам, то что лучше: mozaWeb или Lifeliqe?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому платформы НЕ дублируют друг друга и в своей основе имеют разные подходы к учебному использованию.

Первым здесь бросается в глаза чисто визуальное отличие: уровень детализации 3D-моделей mozaWeb значительно превышает Lifeliqe.

Кроме того, в mozaWeb большая часть материалов имеет звуковое украинском языке, тогда как модели Lifeliqe сопровождаются только текстовыми информационными справками (тоже украинский).

Несмотря на примерно одинаковое количество 3D-моделей, MozaWeb лучше Lifeliqe и по наполненности библиотеки другим учебным контентом: в базе программы более 1100 учебных видео, почти 120 учебных игр, 800 аудиофайлов, 5300 изображений, 200 презентаций уроков и даже немного учебников.

Lifeliqe взамен может предложить гораздо больше разработанных уроков — почти 800. Правда, все они доступны только на английском языке.

 

Также Lifeliqe значительно демократичнее в своей политике. В Lifeliqe есть возможность копировать изображения, делиться ими в Google Classroom, Microsoft Teams, хранить на Google Drive или где, давать прямые ссылки, генерировать QR-коды для входа, экспортировать материалы для подготовки презентаций, планов уроков и тому подобное.

На самом деле, статистические показатели обоих приложений могут быть не лучшими советчиками для выбора. Ведь работать придется не с количественными показателями, а с конкретной темой на конкретном уроке в конкретной школе. Поэтому следует понимать, содержание какого из приложений лучше соответствует учебным потребностям в каждом индивидуальном случае.

Для этого mozaWeb и Lifeliqe предоставляют возможность практического ознакомления с продуктом в тестовом режиме.

Надеемся, благодаря этому обзора вы сможете сделать взвешенный выбор в пользу одной или другой платформы. И этот выбор будет однозначно за использование 3D-наглядности на уроках.

Если же у вас остались какие-либо вопросы по техническому обеспечению или оборудования — без малейших сомнений звоните нашим консультантам, они с радостью дадут исчерпывающие ответы. Ведь наша общая миссия — делать школу лучше!

Похожие статьи

Практические советы по проведению практических работ с использованием современного оборудования и новых методик обучения от учителей и методистов практиков

Как использовать цифровой беспроводной датчик температуры? Идеи для опытов и STEM-проектов...

Практические советы по проведению практических работ с использованием современного оборудования и новых методик обучения от учителей и методистов практиков

Как подготовить учеников к ВНО по математике 2021? Воспользуйтесь полезными советами от учителя-практика...

Практические советы по проведению практических работ с использованием современного оборудования и новых методик обучения от учителей и методистов практиков

7 образовательных тенденций 2021: изменение роли учителя, STEAM-подход и новые технологии в обучении