Приказ № 1115: анализируем рекомендации МОН по организации дистанционного обучения в учреждениях среднего образования

16 октября вступило в силу Положение о дистанционной форме получения полного общего среднего образования, утвержденное приказом МОН № 1115 от 8 сентября 2020 года.

2 ноября в письме № 1/9-609 МОН предоставило рекомендации, как правильно применять нормы этого Положения на практике.

Из хороших новостей — дополнительных каникул в виде карантина в школах больше не будет.

Из плохих — похоже, что готовых системных инструментов для внедрения дистанционного обучения в МОН как не было, так и нет. Принято Положение части просто закрепляет те реалии, в которых украинским школам пришлось работать с марта текущего года.

 

Тотальный карантин не является чем-то новым для системы общеобразовательных учреждений Украины — практически каждый год в сезон увеличения заболеваемости гриппом украинские школы традиционно на несколько недель закрывалась на непредвиденные каникулы. Обычно обучение в это время полностью прекращалось, а наверстывать упущенное учителям и ученикам приходилось на дополнительных уроках.

Теперь подобная практика должна остаться в прошлом, ведь Положение о дистанционной форме получения полного общего среднего образования закрепляет использования технологий дистанционного обучения как элемента во время получения среднего образования по всем формам организации учебного процесса (очными, дневными, вечерними, экстерном и т.п.), что позволяет не прерывать обучение во время действия временного карантина и других чрезвычайных обстоятельств.

Роль учебных заведений в организации дистанционного обучения

В условиях реформирования системы образования, одним из элементов которого является обеспечение новых подходов к распределению полномочий между учебными заведениями, МОН и дальше идет курсом предоставления школам большей автономности и независимости в принятии решений — поэтому Положение о дистанционной форме получения полного общего среднего образования регулирует сферу дистанционного обучения довольно условно, скорее предоставляет средним образовательным учреждениям широкие инструменты для его сбалансированного внедрения, оставляя на усмотрение каждого заведения объем использования дистанционной формы во время получения учащимися образования.

Итак, в пределах автономии учебного заведения предоставлены такие права по организации дистанционного обучения:

  1. самостоятельно определять в собственных образовательных программах формы организации дистанционного обучения (учебные занятия, консультации, вебинары, онлайн-форумы и т.п.);
  2. выбирать конкретные электронные образовательные платформы, онлайн-сервисы и инструменты во время обучения по дистанционной форме (Moodle, Google Classroom, Zoom, Lifeliqe и т.п.);
  3. учителям образовательного учреждения предоставляется право определять формы, методы и средства обучения, целесообразность проведения конкретного занятия в синхронном или асинхронном режиме — и такие действия педагогов не требуют отдельного согласования или утверждения;
  4. использовать электронное расписание занятий, электронный классный журнал и дневник.

Среди обязанностей в обеспечении дистанционной формы обучения:

  1. самостоятельная проверка на соответствие государственным стандартам образования, учебным программам, языку образования и другим законодательным требованиям в сфере образования того или иного электронного образовательного ресурса со стороны педагогического работника, его применяет в своей практике;
  2. систематические мониторинг и контроль за качеством реализации дистанционного обучения со стороны руководителя образовательного учреждения.

На первом месте — интересы детей

Внедрение дистанционного обучения в учебном заведении должно происходить прежде в интересах соискателей образования — то есть детей. Среди главных Положением определены:

  • организация дистанционного обучения исключительно для детей, не имеющих медицинских противопоказаний относительно длительных занятий с использованием компьютерной техники. В случае наличия таких противопоказаний, подтвержденных медицинским заключением, формы взаимодействия педагогов с ребенком и средства обучения согласовываются отдельно с родителями или другими законными представителями ученика;
  • соблюдение санитарных правил и норм по расписанию учебных занятий, выполнение упражнений для глаз и осанки, продолжительности учебной деятельности с применением технических средств обучения, объема домашних заданий;
  • создание условий для обеспечения полноценного участия в образовательном процессе учащихся с особыми образовательными потребностями посредством применения вспомогательных технологий обучения, поддержки со стороны ассистентов ребенка или учителя, проведение дополнительных психолого-педагогических и коррекционных занятий и пр.;
  • использование доступных средств коммуникации для учащихся, которые не могут принять участие в синхронном режиме взаимодействия по состоянию здоровья, отсутствие доступа к Интернету или технических средств обучения;
  • соблюдение требований по защите персональных данных участников образовательного процесса в электронной образовательной среде.

Техническое обеспечение дистанционного обучения

Техническое обеспечение дистанционного обучения осуществляется учредителем учебного заведения, то есть соответствующим государственным органом, советом территориальной общины, юридическим или физическим лицом. Совместно с руководителем учебного заведения учредитель также должен позаботиться и о другой организационной и методической поддержку педагогов для организации дистанционного обучения.

В соответствии с Положением за использование собственных технических средств для нужд организации дистанционного обучения учитель в праве получить компенсацию (правда, документом не определен объем и порядок ее предоставления).

В случае отсутствия у педработника собственной компьютерной техники и невозможности из-за карантина или других обстоятельств осуществлять обучение с оборудованного рабочего места в учебном заведении, основатель такого заведения может предоставить соответствующему сотруднику персональный компьютер во временное пользование.

Как работать в дистанционных условиях?

Организация образовательного процесса должна обеспечивать регулярное и содержательное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Для этого Положением предусмотрено, что:

  • не менее 30% учебного времени, предусмотренного образовательной программой, должно быть организовано в синхронном режиме;
  • учебное заведение должно регулярно отслеживать результаты обучения учащихся и при необходимости оказывать им полную поддержку в образовательном процессе;
  • ответственность за организацию образовательного процесса по дистанционной форме обучения и осуществления контроля за выполнением учебных программ возложена на руководителей образовательных учреждений;
  • педагогические работники, которые задействованы в дистанционном обучении, должны систематически повышать свою квалификацию по использованию цифровых информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;
  • учебное заведение, в котором осуществляется обучение по дистанционной форме, должно заботиться о соответствующем механизме мониторинга качества такого обучения; это могут быть меры по отслеживанию регулярности синхронного взаимодействия, формирование у учащихся компетенций самоконтроля, обеспечение академической добродетели педагогическими работниками и учениками, методы изучения мнения участников образовательного процесса по проблемам организации обучения, взаимообучения и обмен опытом между учителями и тому подобное.

Введение дистанционного обучения никоим образом не должно отразиться на содержании образования, объеме учебной нагрузки и оценке учебных достижений учащихся. То есть учебное заведение, независимо от формы организации учебного процесса, должно обеспечить выполнение в полном объеме государственных стандартов образования на соответствующих уровнях полного общего образования.

Зарплата, журнал и другие вопросы

Кто может организовывать дистанционное обучение?

Любое образовательное заведение, которое законно предоставляет услуги по получению определенного уровня полного общего образования.

Какие разрешения нужно иметь для организации дистанционного обучения?

Решение учебного заведения об организации обучения по дистанционной форме не требует согласования с учредителем этого заведения или любым органом государственной власти.

Кто может учиться на дистанционной форме?

Любой ученик, независимо от уровня знаний, может на постоянной основе получать образование на дистанционной форме обучения. Зачисление на такую форму для несовершеннолетнего лица осуществляется по письменному заявлению одного из родителей или уполномоченных представителей ученика.

Как вести учет учебных занятий?

Учет всех учебных занятий по дистанционной форме обучения проводится в классном журнале. В то же время для каждого занятия нужно указывать режим проведения (синхронный или асинхронный). Отметки об отсутствии учеников можно делать только при синхронных учебных занятиях.

Сказывается ли внедрение дистанционного обучения на зарплате?

Сейчас законодательством не определено особенностей оплаты труда педагогических работников, организующих дистанционное обучение. Сохраняются все доплаты и надбавки.

Какая продолжительность рабочего дня по дистанционной форме?

Дистанционное обучение должно организовываться исключительно в пределах рабочего времени педагогов, с учетом режима работы образовательного учреждения. Вместе с тем, согласно ст. 24 Закона Украины «О среднем образовании» рабочее время учителя включает время, необходимое для выполнения им учебной, методической, организационной работы и иной педагогической деятельности, предусмотренной трудовым договором или должностной инструкцией.

Технические средства для дистанционного обучения от B-Pro

Компания B-Pro как надежный производитель и поставщик учебного оборудования имеет все возможности для обеспечения учебных заведений необходимыми техническими средствами для качественной организации дистанционного обучения в соответствии с Положением о дистанционной форме получения полного общего среднего образования и других нормативно-правовых документов МОН.

На складах у нас всегда есть в наличии:

  1. компьютерная техника: ноутбуки, компьютеры и полный перечень сопутствующего аппаратного оборудования для обеспечения обучения в дистанционной форме (вебкамеры, роутеры, WiFi-адаптеры и пр.);
  2. мультимедийное оборудование (интерактивные панели, мультимедийные комплексы), позволяющие учителю в удобном формате взаимодействовать с любыми цифровыми учебными материалами и через онлайн-платформы транслировать ход урока на удаленных экранах учеников, с помощью технологий удаленного доступа побудить и самих учащихся к действиям в общей панели;
  3. программное средство Lifeliqe, что повышает эффективность учебного процесса благодаря использованию цифровых интерактивных 3D-примеров, позволяет конструировать на их основе собственные уроки, импортировать интерактивный контент на устройстве учеников без привязки к местам их пребывания;
  4. цифровые лаборатории с набором проводных и беспроводных датчиков Vernier, которые предоставляют широкие возможности для удаленной экспериментальной работы — ведь цифровые данные, полученные в ходе опытов, можно передавать неограниченному количеству лиц для самостоятельной обработки, анализа и дальнейшего подведения итогов работы.

Наша компания обеспечивает также полное методическое сопровождение и обучение по применению современного оборудования для внедрения дистанционных форм получения образования.

Мы убеждены, что украинские школы стоят только лучшего, ведь там учатся наши дети — очно, дистанционно или по индивидуальной программе развития.

Похожие статьи

Нововведения в законодательстве и актуальные изменения в Приказах и дополнения к Типовому перечню оборудования. Только актуальная информация о законодательстве НУШ

Организация учебного процесса в инклюзивных школах — особенности инклюзивного образования в Украине...

Нововведения в законодательстве и актуальные изменения в Приказах и дополнения к Типовому перечню оборудования. Только актуальная информация о законодательстве НУШ

Анализ Приказа №115 и рекомендаций МОН по организации дистанционного обучения в школах...

Нововведения в законодательстве и актуальные изменения в Приказах и дополнения к Типовому перечню оборудования. Только актуальная информация о законодательстве НУШ

Особенности оборудования учебных кабинетов ПТУ, ПТУЗ, ВУЗов...