Важно знать: советы учителям от отдела тендерной поддержки

Мы продолжаем знакомить вас со специалистами отдела тендерной поддержки B-Pro. И сегодня на самые частые вопросы от наших клиентов предоставит Олег Ружинский — опытный специалист тендерного отдела.

Здравствуйте, Олег! Расскажите, пожалуйста, почему вы решили работать именно с госзакупками для образования?

- Поскольку у меня есть желание способствовать улучшению и обновлению инструментов образования в учебных заведениях, что помогло бы учителям с новыми возможностями и в современной манере излагать информацию ученикам. Ведь известно, чем образованнее молодежь — тем светлее будущее страны.

Расскажите нашим читателям: что такое тендерный отдел B-Pro?

- В B-Pro очень современный тендерный отдел, который постоянно следит за изменениями в законодательстве. Каждый день мы ищем на ProZorro закупки школьного оборудования и пытаемся принять участие в каждой, поскольку наша цель — сделать лучше каждую школу. Но, в первую очередь, наш тендерный отдел — это молодой дружный коллектив профессионалов, которые хотят поднять образование на новый уровень.

Министерство юстиции определяет механизм проведения процедуры закупок как один из ключевых элементов повышения эффективности государственной экономической политики, который должен базироваться, в частности, на основе добросовестной конкуренции, открытости и прозрачности, недискриминации участников, объективности и беспристрастности оценки тендерных предложений, и вместе с этим — предотвращать проявления коррупции в сфере государственных закупок. Что вы можете сказать о реалиях?

- Действительно как отмечается на портале prozorro.gov.ua, «на Prozorro в 2020 году государству удалось сэкономить 43,5 млрд. грн.», А значит, это действительно действенный инструмент. Можем отметить, что благодаря Prozorro информация о закупках, участниках, требованиях, установленных заказчиками, стали открытыми для общественности. Все могут свободно следить, как расходуются бюджетные средства. А поскольку все видят закупку и она всем доступна, то и конкуренция существует немалая.

Проводим госзакупки правильно: типичные проблемы и вопросы

Опираясь на свой профессиональный опыт, какие вы видите основные проблемы в процессе проведения государственных тендеров для учебных заведений?

- Из наиболее частых проблем можно отметить:

  1. Неверные требования к оборудованию. Часто заказчики не ориентируются в приказах МОН и устанавливают характеристики товара, нарушающие приказы.
  2. Нерентабельность. Например, недавно мы просматривали закупку 10 ноутбуков за 110 000 грн. Но с установленными заказчиком техническим характеристикам данные ноутбуки стоили 170 000 грн., следовательно закупка не состоялась.
  3. Все не могут знать все. Я имею в виду, что разные люди занимаются закупками в школах, отделах образования. Возможно, человек не очень разбирается в технике, но прекрасно может провести закупку работ по ремонту. Данная проблема и может привести к указанному выше примеру.
  4. Довольно часто заказчики говорят, что вынуждены принять определенное решение, поскольку им так говорит сделать Консалтинг. Но заказчики забывают, что они и только они несут ответственность за принятые решения. Всегда помните, что протокол подписывали именно вы.Централизованные закупки оборудования. По нашему мнению, они не могут быть эффективными, поскольку обычно они проводятся однотипные, для школ области закупается одинаковое оборудование. Но у каждой школы есть индивидуальные потребности, которые почему-то редко учитываются.

Какие важные изменения произошли в процессе проведения госзакупок в последнее время? Облегчают ли они процесс закупок для участников?

- Одним из последних нововведений является електронизация статьи 17 Закона. Данное нововведение реализовали в форме 3 вариантов указания информации. В какой форме участник будет указывать информацию, выбирает заказчик по своему усмотрению, а именно на выбор в виде "Документов", "Заявлений", "галочки".

Но заказчики, еще до конца не разобрались с тем, что требовать и как это правильно сделать, поэтому это вызывает путаницу. На данный момент данный функционал только отнимает дополнительное время при подаче предложений.

Какие вопросы, по вашему мнению, являются наиболее важными для представителей учебных заведений, когда дело касается процесса госзакупок?

  1. Соответствует ли товар приказам МОН
  2. Вопрос своевременной поставки товара
  3. Проведение процедуры закупки в соответствии с Законом Украины «О публичных закупках»
  4. Нужно ли вообще требовать сертификаты? (сразу отвечу — да, нужно). Заказчики часто считают, что сертификаты = дискриминация.

Какие типичные ошибки учебных заведений при самостоятельной подготовке к проведению тендера? Какие советы вы можете дать: на что обратить внимание?

- Действительно, значительной части заказчиков не помешает юридическое сопровождение в проведении закупок. Мне пришлось некоторое время работать в консалтинговом агентстве, где я увидел, что многие заказчики обращаются за помощью — и это не только школы или учебные заведения, а нередко и суды, местные советы, другие органы власти.

Например, в прошлом году довольно распространенной была ошибка в объявлении допороговых закупки вместо упрощенной закупки после 19.04.2020.

Иногда заказчики могут отклонить тендерное предложение за отсутствие справки, которую требовали, или и наоборот: определить победителем процедуры закупки участника, у которого отсутствует значительная часть документов или техническая часть не соответствует требованиям, установленным заказчиком.

Довольно часто заказчики требуют документы от участников, которые в соответствии с Украиной «О публичных закупках» запрещено требовать. Согласно части 5 статьи 17 Закона Украины «О публичных закупках», Заказчик не требует документального подтверждения публичной информации, обнародованная в форме открытых данных в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации" и/или содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным, или публичной информации, доступной в электронной системе закупок. Заказчики в свою же очередь требуют Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, хотя могут проверить информацию по ссылке. До сих пор некоторые заказчики требуют от победителя закупки предоставить справку об отсутствии задолженности которая на сегодняшний день автоматически публикуется в системе.

Почему учебным заведениям выгодно обращаться к B-Pro за помощью в проведении госзакупок и за юридической поддержкой в спорных ситуациях?

Мы поможем вам правильно сориентироваться в Законе Украины «О публичных закупках», приказах Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, Министерства образования и науки Украины и соблюдать требования, установленные указанными приказами.

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с ч.4 ст.4 Закона Украины «О публичных закупках» для планирования закупок и подготовки к проведению закупок заказчики могут проводить предварительные рыночные консультации с целью анализа рынка, в том числе запрашивать и получать рекомендации и информацию от субъектов ведения хозяйства. Такие рекомендации и информация могут использоваться заказчиком при подготовке к проведению закупки. Проведение предварительных рыночных консультаций заказчиком не считается участием субъектов хозяйствования в подготовке требований к тендерной документации.

 

Надеемся, эта информация была для вас полезной. Если же у вас остались вопросы или нужна помощь в проведении тендера — обязательно обратитесь в отдел тендерной поддержки B-Pro!

Похожие статьи

Проведение государственных закупок в Украине

Особенности организации публичных закупок: какие изменения ждут педагогов в 2022 году

Проведение государственных закупок в Украине

Это важно: методика определения принадлежности бюджетных программ к сфере информатизации

Проведение государственных закупок в Украине

Практические советы учителям по госзакупкам — от специалистов тендерного отдела B-Pro...