Создание инклюзивной образовательной среды в НУШ: советы для учителей

Инклюзия или инклюзивное образование — это не только о людях с ограниченными возможностями или особыми потребностями в обучении. Инклюзия касается всех без исключения детей, обучающихся вместе в обычных детсадах, школах, колледжах или университетах.

Задача инклюзивного образования — предоставить всем равные возможности для обучения, а следовательно адаптировать существующую систему образования для включения людей с ограниченными возможностями (и ни в коем случае не наоборот, адаптируя учащихся с особыми потребностями в систему).

Инклюзивную практику можно определить как совокупность подходов и методов, обеспечивающих всем ученикам доступ к основному образованию. Для успешной инклюзии детей с особыми потребностями необходимо вместе работать над тем, чтобы все без исключения ученики чувствовали себя желанными и ценными и получали правильную поддержку, которая поможет им развить свои таланты и достичь своих целей. Когда образование действительно инклюзивное, оно на самом деле приносит реальную пользу всем ученикам, а не только ученикам с ограниченными возможностями или особыми потребностями.

Сейчас ситуация такова, что привычная система образования создает препятствия для учеников с ограниченными возможностями: например, если некоторые помещения школы недоступны для учащихся на колясках, или если студентам с определенными особенностями развития не хватает адекватной поддержки для освоения учебной программы. Поэтому первый шаг к внедрению обучения по новому подходу НУШ — создать комфортную образовательную среду.

Образовательное пространство НУШ: особенности и преимущества инклюзии

Инклюзивность — это общая ответственность. Поэтому и создание инклюзивной среды должно быть ответственностью для всех заинтересованных сторон. Школы, которые находятся на пути внедрения инклюзии, разделяют обязанности между учителями общего образования, учителями специального образования, консультантами, учителями английского языка. Настоящая инклюзия привлекает к школьному сообщества всех взрослых от родителей детей с ООП и учителей до вспомогательного персонала (консультанты, терапевты, помощники, психологи и социальные работники).

При этом, все участники образовательного процесса получают ряд преимуществ:

Ученики получают бесценные навыки общения и взаимодействия. Инклюзивная практика в школах делает обучение и академическую успеваемость более доступными для всех.

Инклюзивное образование позволяет ученикам с ООП в полной мере проявить весь спектр их образовательных возможностей, включая обучение и отработку важных социальных навыков. Кроме того, инклюзия способствует разнообразным дружественным отношениям и общению, обогащая тем самым жизнь всех учащихся.

По статистике, учащиеся в инклюзивных школах меньше пропускают занятия, имеют меньше проблем с поведением и повышенную самооценку. Когда все ученики чувствуют себя включенными и важными членами школьного сообщества и общества в целом, они больше заинтересованы собственным образованием.

Инклюзивные школы делают важный вклад в развитие общества, повышая общий уровень толерантности и признания потребностей включения людей с особыми потребностями.

Все ученики и учителя пользуются отличной системой поддержки: адаптация планов обучения, консультации психологов и пр.

Как оборудовать инклюзивный кабинет

Инклюзивное образование означает, что все ученики имеют равные возможности учиться, независимо от физических, интеллектуальных или эмоциональных особенностей. В инклюзивных классах необходимо адаптивное оборудование и мебель, вспомогательные средства обучения и коммуникации, а также предметы повседневного обихода и мобильное оборудование для удовлетворения всех потребностей учащихся.

Стандартных схем оборудования инклюзивных классов не существует — МОН предлагает только рекомендованный перечень оборудования для ресурсной комнаты. Почему так? Несмотря на то, что существует ряд факторов, связанных с оборудованием инклюзивного, комфортного кабинета для всех учеников, особенно с особыми потребностями, наиболее важным аспектом является индивидуальные требования каждого ученика, обучающегося в данном классе в течение данного учебного года.

Поэтому вместо привычной для отечественных школ модели классной комнаты старого образца, которая предназначена для удовлетворения потребностей коллектива, а не отдельного человека, в инклюзивном классе используются модификация и адаптация для удовлетворения потребностей каждого отдельного ученика.

Индивидуальные программы обучения с ООП в сочетании с участием родителей, опекунов, терапевтов и медицинской команды помогут учителям и школьным администраторам определить: какие модели, дидактические материалы, приспособления и программное обеспечение необходимы для поддержания этих учеников.

Для инклюзивных классов можно найти специально разработанные классные мебель, варианты сиденья и оборудование для отдыха в помещении и на открытом воздухе, которые помогут выполнить широкий спектр необходимых адаптаций и приспособлений, а также вспомогательные технологии и дополнительные устройства связи для обучения и развития.

Достаточно сложный процесс обучения детей с ограниченными способностями или интеллектуальными нарушениями, проблемами с сенсорной обработкой, физическими проблемами и нарушениями подвижности можно значительно упростить и сделать комфортным для всех участников учебного процесса: с помощью поддерживающего и адаптивного оборудования.

Сенсорная комната в НУШ: оборудование для ресурсной комнаты

Чтобы разобраться, какое купить оборудование для ресурсной комнаты, нужно прежде всего определиться с типом кабинета. Сенсорные комнаты условно разделяют на:

  1. светлые (стимулирующие),
  2. темные (успокаивающие).

Светлая ресурсная комната (другие названия: активная, сенсомоторная) — просторный кабинет с ярким дневным и искусственным освещением. В такой комнате много специального оборудования со светооптических эффектами, которое оказывает положительное влияние на детей разного возраста, создает атмосферу праздника и веселья, стимулирует умственную и физическую активность. В светлой сенсомоторной комнате можно установить следующее оборудование:

  • специальные зеркала, визуально увеличивающие площадь помещения;
  • массажные приборами: мячи, массажеры, коврики с различными видами поверхностей;
  • сухие бассейны, наполненные разноцветными пластиковыми шариками;
  • проектор для создания цветных настенных узоров;
  • тактильные панели по типу бизибордов;
  • мягкие модульные пазлы, лабиринты, игровые наборы;
  • световые песочницы для занятий с использованием кинетического песка.

Темная ресурсная комната (другие названия: пассивная, релаксационная) — способствует быстрому успокоению, расслаблению детей, восстановлению психоэмоционального состояния. Кроме того, именно релаксационная комната является неотъемлемой частью реабилитации у психологов при неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемы языка, адаптационных расстройств.

Такой кабинет должен быть оснащен специальным оборудованием:

  • приборы с рассеянным освещением, эффектом звездного неба или светового водопада;
  • световые колонны с пузырьками и дополнительным декором;
  • соляные лампы, лавовые лампы, подсветка;
  • световые шторы;
  • сенсорные подушки, жилеты, гамаки;
  • мягкие бескаркасные мебель, наполненные гранулами и т.д.

Дополнительными стимулами в темной комнате выступают звуки природы, негромкая успокаивающая музыка, ароматерапия, нейтральные цвета в дизайне помещения.

Нужна помощь в подборе оборудования для инклюзивных классов и создания полноценных ресурсных и игровых комнат? Выбирайте оснащение из перечня МОН в разделе "Инклюзивное образование" интернет-магазина B-Pro или звоните (044) 353-33-77 и получите полезные практические советы от экспертов B-Pro!

 

Похожие статьи

Нововведение НУШ: актуальные методики, современное обучающее оборудование и инновационные технологии для качественно нового украинского образования

Инклюзивное обучение в украинской школе: новые методики, подходы и современное оборудование кабинетов

Нововведение НУШ: актуальные методики, современное обучающее оборудование и инновационные технологии для качественно нового украинского образования

Результаты первого этапа мониторинга внедрения образовательной реформы...

Нововведение НУШ: актуальные методики, современное обучающее оборудование и инновационные технологии для качественно нового украинского образования

Как оборудовать инклюзивные классы согласно требованиям МОН...